НАВИГАЦИОННЫЕ ПРИБОРЫ
Наиболее распространенные в настоящее время навигационные приборы НКП-4 (рис. 5.10) из командной пилотажной системы «Путь» и НПП (рис. 5.11) из системы «Привод» объединяют указатели дистанционного компаса (курсовой системы), К. РП, ГРП и радиокомпаса.
Такой прибор может применяться для захода на посадку автономно от командной пилотажной системы. При использовании его в составе указанной системы он служит не только для выдачи визуальной информации, но и для выработки сигнала отклонения от заданного курса, который необходим для формирования команды по крену.
Для индикации курса ф используется следящая система. В приборе НПП имеется сельсин-приемник 15 (рис. 5.12), связанный с сельсином-датчиком компаса. Сигнал рассогласования с ротора сельсина-приемника поступает на усилитель 16, к которому подключен двигатель-генератор 17. Двигатель-генератор через редуктор поворачивает ротор сельсина-приемника к согласованному по-
ЗП
ложению. Одновременно поворачивается шкала курса 7 и дифференциал 10. Указатель компаса выполнен по системе индикации «Вид с самолета на землю».
Курс отсчитывается по подвижной шкале 7 относительно индекса 8 на неподвижной шкале 4.
С выходным валом дифференциала 10 связана стрелка 6. Поэтому она поворачивается вместе со шкалой 7. Для установки вручную нужного значения заданного курса ф3 служит рукоятка 11> поворачивающая через дифференциал 10 стрелку 6 относительно
Рис. 5.10. Навигационный прибор
НКП-4:
/ — шкала курсовых углов радиостанции; 2 —шкала курса; 3 — бленкер отказа ГРП; 4. 12— шкала и стрелка (планка) отклонения от заданной траектории в горизонтальной плоскости (отклонения от равно — сигнальной зоны КРМ); 5, 6 — котировочные валики; 7, 13 — стрелка (планка) и шкала отклонения от заданной траектории в вертикальной плоскости (отклонения от равносигнальной зоны ГРМ); 8 — стрелка заданного курса; £ —неподвижный индекс £ отсчета курса; 10 — стрелка КУР; U — *т бленкер отказа КРП; 14 — рукоятка выставки заданного курса
Рис. 5.11. Навигационный прибор
НПП:
1 — шкала курсовых углов радиостанции: ?—-шкала курса; 3 — бленкер отказа КРП; 4 — стрелка заданного курса; «5— стрелка КУР; 6’— неподвижный индекс отсчета курса; 7, 10 — стрелка (планка) и шкала отклонения от заданной траектории в вертикальной плоскости (отклонения от равноспгнальной зоны ГРАЦ; 8 — рукоятка выставки заданного курса; 9, И — шкала и стрелка (планка) отклонения от заданной траектории в горизонтальной плоскости (отклонения от равносигнальной зоны КРМ)
Рис. 5.12. Кинематическая схема навигационного прибора НПП: 1 — стрелка (планка) отклонения от заданной траектории в горизонтальной плоскости (отклонения от равносигнальной зоны КРМ); 2 — бленкер отказа ГРП; 3 — бленкер отказа КРП; 4 — шкала курсовых углов радиостанции (КУР); 5 — стрелка КУР; 6 — указатель (стрелка) заданного курса; 7 — шкала курса; £ —индекс; 9 —стрелка (планка) отклонения от заданной траектории в вертикальной плоскости (отклонения от равносигнальной зоны ГРМ); Ю, 14— дифференциалы; // — рукоятка выставки заданного курса; 12, 17, 22 ~ двигатели-генераторы; 13, 16, 21 — усилители; 15, 19, 20 — сельсины-приемники; 18 — индукционный потенциометр; 23 — сельсин-датчик; 24 — ламельное устройство |
шкалы 7. В приборе предусмотрена возможность задавать курс или путевой угол по сигналам навигационного вычислителя. В этом случае сигнал ф3 поступает на сельсин-приемник 19 следящей системы. Сигнал рассогласования с ротора сельсина-приемника после усиления в усилителе 13 поступает на двигатель-генератор 12, поворачивающий ротор и стрелку 6 (через дифференциал 10) до положения согласования. В этом режиме работы благодаря имеющейся в приборе блокировки рукоятка 11 отключается от дифференциала.
Формирование сигнала отклонения от заданного курса Дф=ф3— —ф осуществляется на индукционном потенциометре 18. Статор потенциометра механически связан с ротором сельсина-приемника 15 курса и потому устанавливается двигателем 17 в положение, соответствующее курсу ф. Ротор потенциометра устанавливается в положение, соответствующее заданному курсу ф3, рукояткой 11 или двигателем /2, в зависимости от режима работы. Выходной сигнал потенциометра 18 определяется взаимным положением его ротора и статора, а значит, углами ф и ф3.
Для улучшения динамических характеристик в следящих системах курса и заданного курса используется скоростная обратная связь, сигнал которой снимается с двигателей-генераторов.
Стрелка курсовых углов радиостанции перемещается относительно шкалы КУР 4 через редуктор двигателем-генератором 22, входящим в состав следящей системы. Сигнал курсового угла радиостанции фкур с сельсина-датчика рамочной антенны радио-
компаса поступает на сельсин-приемник 20. Отсюда сигнал рассогласования подается на усилитель 21, а затем — на двигатель-генератор 22. Двигатель-генератор поворачивает ротор сельсина-приемника к согласованному положению.
Сочетание в одном приборе указателей магнитного компаса и радиокомпаса упрощает решение целого ряда радионавигационных задач, в частности облегчается заход на посадку по приводной радиостанции (рис. 5.13).
Как известно, положение радиостанции относительно самолета характеризуется значением магнитного или истинного пеленга радиостанции.
Магнитный пеленг радиостанции (МПР)|змпропределяется магнитным курсом (МК) "фмк самолета и курсовым углом радиостанции г|з кур :
Умпр^ ‘^МК’^КУР’
На навигационном приборе грмпр отсчитывается по шкале МК напротив острия стрелки КУР. Если, учтя магнитное склонение Ам, использовать истинный курс самолета г|)и, то легко определяется истинный пеленг радиостанции:
Фи п р=Фи "ЬФкУ р=Фм к “Ь "Ф" Фку р •
Истинный пеленг самолета (ИПС) грипе от наземной радиостанции определяется зависимостью
Фипс==Фипр і 180
где б —угол схождения меридианов места самолета и радиостанции.
При решении задач аэродромного маневрирования и захода на посадку, когда удаления от радиостанции невелики, 6 = 0. Тогда
Фипс^Фипрі 180 •
Эта величина отсчитывается по шкале курса напротив обратного конца стрелки КУР.
Для стабилизации самолета на линии заданного пути (ЛЗП) при полете на радиостанцию необходимо, чтобы Дгр = 0 и гркур=0 (для штилевых условий). При выполнении этих условий стрелки КУР и заданного курса совпадают друг с другом и находятся напротив индекса 8 (см. рис. 5.12). Выполнение четвертого разворота прямоугольного предпосадочного маневра («коробочки») также облегчается при использовании навигационного прибора. Для точного выхода на ЛЗП необходимо, чтобы в процессе разворота стрелка КУР совпадала со стрелкой заданного курса.
В приборах типа НПП имеется возможность получить для подобных целей сигнал
ЄАРК = Фз ~ ФМПР = ДФ ~ ФкУР*
Формирование сигнала єарк происходит на сельсине-датчике 23. Ротор этого сельсина-датчика механически связан с ротором сельсина-приемника 20, а поэтому поворачивается на угол, соответствующий ф кур. Статор поворачивается выходной осью дифференциала 10 на угол Дф = ф3—ф- Сигнал є ар к используется в некоторых случаях для формирования командных сигналов, но это затруднено высоким уровнем помех в сигнале ф кур.
При помощи дифференциала 14 производится суммирование тех же сигналов. Поскольку левая входная шестерня соединена с выходной осью дифференциала 10, а правая входная шестерня — с ротором сельсина-приемника 20, то угол поворота выходной оси дифференциала 14 равен углу є арк • С этой осью механически связана щетка ламельного устройства, служащего для выдачи сигналов на построение прямоугольного предпосадочного маневра. При выполнении такого маневра щетка скользит по неподвижным ламелям, замыкая в зависимости от величины е ту или иную ламель. При достижении определенного значения є щетка замыкает соответствующую ламель, выдавая сигнал на выполнение разворота.
Указатели отклонения от заданной траектории в горизонтальной плоскости / и от заданной траектории в вертикальной плоскости 9 представляют собой магнитоэлектрические нуль-гальванометры. Их стрелки, выполненные в виде планок, перемещаются от центра кружка соответственно влево и вправо, вверх и вниз, указывая положение заданных траекторий. При заходе на посадку эти указатели подключаются к КРП и ГРП. В этом случае они показывают положение равносигнальных зон КРМ и ГРМ относительно самолета.
В маршрутном полете они могут индицировать отклонения от линий заданного пути, заданного азимута, заданной высоты и др. Планки отклоняются на крайние отметки при силе тока 250 мка.
Для сигнализации исправности КРП и ГРП и нахождения самолета в зоне действия КРМ и ГРМ служат бленкеры 2 (глиссада) и 3 (курс), выполненные на магнитоэлектрических системах.
Разработанный в последние годы навигационный прибор типа ПНП [34] (рис. 5.14) индицирует большее число параметров и позволяет решать более широкий круг задач.
Курс самолета отсчитывается по шкале 17 против индекса 7. Индекс заданного курса 9 устанавливается с помощью рукоятки 24 или с помощью дистанционной передачи от специальных задатчиков, например по сигналам навигационного вычислителя. Вместе с индексом 9 перемещаются еще три треугольных индекса 18, расположенных через 90°. Используя эти индексы, удобно выполнять «коробочку». С помощью рукоятки 20 устанавливается заданный путевой угол (заданный азимут) на счетчике 11. Одновременно поворачивается стрелка 4, наглядно индицирующая этот угол на шкале курса 17. Сигнал заданного путевого угла может снимать-
рис. 5.14 показан случай, когда самолет летит к заданной траектории, находящейся справа от него.
Если самолет находится на заданной траектории, — планка 14 совмещается со стрелкой 4.
При отклонении самолета от заданной траектории вниз или вверх стрелка (планка) 3 перемещается соответственно вверх или вниз от центрального кружка. Отметки шкалы 10 расположены по вертикали.
Когда самолет летит на радиомаяк, загорается треугольный световой индекс (острие стрелки) 5, а при полете от маяка —ин
При отказе КРП и ГРП или при отсутствии сигналов радиомаяков выпадают бленкеры К (курс) и Г (глиссада). Отказ дат-
чика курса сигнализируется выпадением бленкера КС (курсовая система).
Расположенное в нижней части прибора световое табло 23 указывает режим работы прибора и какие датчики траектор — ных сигналов подключены. Сигнал «СП» означает режим захода на посадку по курсо-глиссад — ным радиомаякам,
«VOR» — полет по сигналам маяков системы «VOR», «НВ»—полет по сигналам навигационного вычислителя, «РСБН» — полет по сигналам радиотехнической системы ближней навигации
«СВОД».
В дистанционных передачах курса, угла сноса и дальности, а также в дистанционных задатчиках положения стрелки заданного путевого угла и индекса заданного курса применены следящие системы. В качестве входных устройств (приемников) этих аналогичных по своему принципу действия систем используются синусно-косинусные трансформаторы.
Сигнал рассогласования с ротора трансформатора подается на вход
усилителя, а затем — на управляющую обмотку двигателя-генератора, который через редуктор поворачивает ротор к согласованному положению. С ротором связаны подвижные элементы указателей (шкала курса, стрелка указателя сноса и т. д.). В некоторых системах с ротором связаны шестерни дифференциалов, служащих для суммирования сигналов. Таким образом вырабатываются сигналы фз±ф, фзпу±ф, датчиками которых являются синусно-косинусные трансформаторы. Эти сигналы используются для формиро-
вания команды по крену. Со следящими системами заданного путевого угла, заданного курса и угла сноса связаны дополнительные
синусно-косинусные трансформаторы, служащие датчиками этих сигналов для других потребителей.
Для улучшения динамических характеристик в следящих системах применена скоростная обратная связь, сигналы которой снимаются с двигателя-генератора.
Указателями положения заданных траекторий являются магнитоэлектрические нуль-гальванометры. Подвижная система такого гальванометра имеет две жестко скрепленные рамки. В одну подается измеряемый ток, другая служит для коррекции электрического нуля указателя.
Бленкеры и сигнализаторы отказа счетчиков представляют собой электромагнитные системы, отличающиеся друг от друга формой флажков и стрелок. Когда ток в обмотке электромагнитной системы отсутствует, якорек под действием пружины перемещает флажок бленкера (стрелку сигнализатора) на лицевую часть прибора.
Если контролируемый канал исправен, обмотка находится под током и якорек, преодолевая действие пружины, убирает флажок из поля зрения.
Сигнализаторы полета на радиомаяк и от радиомаяка механически связаны со стрелкой заданного путевого угла и разворачиваются синхронно с ней.
Каждый из сипнализаторов представляет собой треугольное отверстие, под которым расположены две лампы. В приборе осуществлен красный и белый подсвет.